Практика нашей работы в роли школьных психологов показывает, что с данной проблемой можно и нужно работать. Мы хотим поделиться своим практическим опытом, накопленным в этой области.
На физиологическом уровне тревога проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, появлении сухости во рту, слабости в ногах и т. д.
Эмоциональный уровень характеризуется переживанием беспомощности, бессилия, незащищенности, амбивалентностью чувств, порождающей затруднения в принятии решений и целеполагании (когнитивный уровень).
Наибольшее разнообразие встречается среди поведенческих проявлений тревоги — бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, качание на стуле, стук пальцами по столу, теребление волос, кручение в руках разных предметов и т. д.
Развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности, осуществляется в порядке как индивидуальной работы по проблеме школьной тревожности, так и программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов.
Занятие и консультации направлены на установление правил, создание рабочей атмосферы, формирование сплоченности группы, закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей, вербализацию содержания и разрядку школьной тревожности, проработку школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций, тренировку гибкости поведения, закрепление позитивного отношения к школе, повышение самооценки участников группы, развитие коммуникативных навыков участников, закрепление представлений о бесконфликтном общении, подведение итогов усилий ребенка. Все это мы прорабатываем на занятиях "Тропинка к своему Я". Если есть вопросы, приходите на консультацию.
С уважением, ваш психолог, Зарубин В.В.
По материалам Микляевой А. В., Румянцевой П. В.
«Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.»
СПБ.: РЕЧЬ, 2004. — 248 С, ИЛ. ISBN 5-9268-0300-4